Комплексный центр внедряет социальную практику по социализации детей с особенностями развития через проектирование индивидуальных программ профессиональной ориентации
Цель практики - поддержка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной ориентации. Целевой аудиторией являются 21 подросток отделения социальной реабилитации инвалидов.
"Одним из условий успешной социализации и продуктивной адаптации детей с особенностью развития является подготовка их к выбору профессии. Прежде всего, это информированность о доступных распространенных профессиях, их значении для общества, востребованности на рынке труда региона, путях приобретения. Особенно важны анализ требований, которые предъявляются к личности, ее физическим, психическим, интеллектуальным возможностям. Наша задача: сформировать у подростков умение адекватной оценки своих данных в соотношении желаний и возможностей для овладения избранной специальностью", - отметила Светлана Орлова, специалист по социальной работе отделения реабилитации.
Важным моментом реализации практики является активизация социального партнерства всех заинтересованных сторон, начиная от самих подростков с особенностями развития, их родителей, организаций профессионального образования, индивидуальных предпринимателей. В перспективе это позволит создать на базе отделения единое пространство личностно-профессиональной социализации подростков с инвалидностью.
В ходе реализации проекта выбраны профессии, актуальные для региона, овладение которыми впоследствии даст возможность трудоустройства получателям социальных услуг из числа инвалидов.
Первой выбранной специальностью стало столярное дело: оно предполагает получение навыка работы с деревом, изучение традиционного ремесла в столярной мастерской.
Работа в мастерской стала возможной благодаря откликнувшемуся на добровольной основе социальному партнеру, руководителю корпорации ремесленников, бизнес – тренеру по социальному предпринимательству, автору и руководителю мастер – классов по столярному делу для детей Валентину Левашу.
"В процессе работы у ребят развиваются такие психические процессы, как зрительное внимание, мышление, координация движений, восприятие пространственных представлений и в особенности, кинестетическая моторика. Немаловажно, что в процессе работы у детей совершенствуются творческие способности, а работа с деревом формирует такие личностные качества, как терпение, старание, трудолюбие и дисциплинированность. Процесс обработки дерева заканчивается зримым результатом труда – изделием, и подросток может его оценить. Тем самым, у него формируется самокритичность к результату труда и потребность в самосовершенствовании", - поделился руководитель мастер-классов Валентин Леваш.
Занятия осуществляются в групповой и подгрупповой формах. В настоящее время достигнуты следующие результаты: осуществлена психологическая подготовка к труду – у 100% подростков с особенностями развития, участников социальной практики; диагностированы положительное отношение к труду, интерес к профессии, готовность овладения трудовыми умениями; повысилась трудовая дисциплина, коммуникативные навыки; отмечено первичное овладение профессиональной терминологией.
Эффективность реализуемой практики позволит успешно применять ее на последующих целевых группах.